От слюдяного до панорамного. Изучаем историю окна и ищем солнце в пасмурном Петербурге.

Вставлять привычное нам стекло в окна стали не так уж давно. В Европе все началось в средние века — с витражей готических храмов. В России же вплоть до конца XVII века оконное стекло практически не использовалось. Впрочем, что-то отдаленно похожее умели делать в XI–XIII веках. Тогда мастера изготавливали толстостенные круглые окна диаметром 20–30 см, отливая расплав стекла на металлическую плиту.

 Вулканический минерал и бычий пузырь

 Богатые русские дома могли похвастаться слюдяными окнами, среди которых были и цветные витражи. Слюда — минерал вулканического происхождения, способный расщепляться на тонкие твердые пластинки. Квадратиками, кругами или шестиугольниками из этого материала заполнялись мелко переплетенные железные рамы-оконницы. Такие окна пропускали не слишком много света и почти не защищали от холода. Поэтому их закрывали ставнями, оббитыми мехом или сукном. На зиму часто ставили вторые рамы.

 Простые горожане или крестьяне не могли себе позволить дорогую слюду. Они затягивали окна бычьи пузырем или промасленным холстом. Зимой иногда даже просто закрывали льдом. Деревянные срубы имели так называемые волоковые окна. Они прорубались в двух смежных бревнах до половины их толщины и прикрывались (заволакивались) доской. Вся конструкция напоминала современные раздвижные двери. Ну а оконницы с бычьим пузырем вставляли лишь перед наступлением зимы.

 В общем, такая жизнь мало чем отличалась от первобытной, когда окном служило отверстие в стене, прикрытое шкурами или тканью. Даже в Древнем Риме стекло использовали очень редко, хотя технология его изготовления уже была известна. Первое в мире застекленное окно размером 1х1,7 метра располагалось под сводом раздевальни бани в Помпеях. Оно состояло из бронзовой рамы с матовым, непрозрачным стеклом. Гибель Римской империи заставила человечество надолго позабыть об этом материале.

 Окно из Европы

 Технология производства плоского и прозрачного оконного стекла была разработана во Франции в начале XVII века. Тогда же во дворце Людовика ХIV появилось стекло в виде маленьких квадратиков, вставленных в свинцовый переплет. Позднее окна приобрели привычный для нас вид прямоугольника с двумя парами переплетов. В XVII веке во Франции получают распространение окна «в пол», которые и сейчас называют французскими. Петр I, увидев в Европе всю эту роскошь, не замедлил привезти ее в Россию. И, конечно, в первую очередь — в свою новую столицу на Неве.

 Для строительства зданий в Петербурге было приказано брать чертежи образцовых проектов. В указе Петра от 1714 года так и сказано: «Каким манерам дома строить… брать чертежи от архитектора Трезини». Примерами для подражания стали дворец Александра Меншикова, Летний и Зимний дворцы Петра I. В них большие окна с мелкой расстекловкой стали впервые использоваться для освещения комнат. Да и число окон увеличилось по сравнению с московскими теремами. С этого момента слюдяная промышленность начала постепенно приходить в упадок, а стекольная, наоборот, расти. В XVIII веке только близ Москвы действовало шесть заводов.

 В Питере — стеклить

 Растущий Петербург вместе с архитектурными стилями менял и свои окна — их форму, облик, заполнение и фурнитуру. Скромность и строгость прямоугольных окон петровского барокко сменялась увеличенными проемами эпохи барокко елизаветинского, а за ним и рококо. Окна тянулись вверх, получали полукруглое завершение, а иногда вообще становились круглыми или овальными.

 Строгий классицизм Кваренги вновь ввел в моду прямоугольные окна. Правда, в отличие от петровских, они чаще всего помещались в нишах. Карл Росси, главный строитель парадного Петербурга XIX века, «смягчил» угловатость классицизма, вернув окна, закругленные сверху. Любопытно, что чем выше был этаж, тем меньше окна. Ту же традицию продолжили и петербургские доходные дома. Окна в дорогих квартирах на втором или третьем этаже были больше и выглядели роскошнее. А обитатели меблированных комнат в верхних этажах света видели мало. Именно в такой клетушке под крышей, с маленьким окошком и низким потолком, Достоевский поселил своего Раскольникова. Так жили в то время большинство небогатых петербуржцев.

 К концу века классицизм сменился эклектикой, а та, в свою очередь, уступила место модерну. Именно дома в этом стиле сейчас составляют основной массив петербургского исторического центра. Основой таких зданий служил металлический каркас. Благодаря ему стиль, подражавший растущему организму, мог принимать сколь угодно причудливые формы. Зодчие эпохи модерна смело экспериментируют, соединяя утилитарную и декоративную функции окна. Оно становится настоящим украшением, причем это касается и фурнитуры — она часто выглядит как произведение искусства. Вновь входят в моду витражи, обычно в верхней части больших панорамных окон. Широко используются неправильные геометрические очертания. Так, например, для «северного модерна» характерны прямоугольные окна с трапециевидным завершением. Их часто применял в своих постройках Федор Лидваль.

 Нужно больше солнца

 

Однако одну из главных петербургских проблем — недостаток инсоляции — архитекторы так и не смогли решить. Конструктивисты, пытаясь расширить поток света, ввели в употребление так называемое ленточное остекление. Но в Ленинграде подобный стиль до сих пор смотрится несколько чужеродно. «Сталинки» ничего нового в этом смысле не предложили — относительно большие стандартные прямоугольные окна в нишах. Хрущевская эпоха обеспечила граждан СССР жильем, зато практически лишила стиля и эстетики. «Брежневки» в этом отношении были немногим лучше. И лишь в 1990–2000-х годах, с внедрением в жизнь, пусть и стихийно, новых западных технологий, у горожан появился выбор. С тех пор разнообразие доступных окон позволяет реализовать любую прихоть и воплотить в жизнь любой стиль.

 Что касается современных новостроек, количество, размер и форма окон в квартирах зависят от архитектурных предпочтений застройщика. И если он задастся целью впустить в свои дома максимум солнца, результат может получиться впечатляющим. Хороший пример принципиально светлого проекта — малоэтажный кирпично-монолитный ЖК «Образцовый квартал 4»* (http://ok4.naholmah.ru/), который строится сейчас на Петербургском шоссе.

Он расположен на холме, на 50 метров выше среднего петербургского уровня, а значит, изначально имеет совсем иную степень инсоляции. Жилой комплекс сориентирован таким образом, что солнце в окнах появляется заметно чаще, чем в городе «внизу».

 Удачная локация «Образцового квартала 4» усилена щедрым остеклением. Здесь есть окна в пол, французские балконы площадью 3,2х2 метра, девятиметровые лоджии с прозрачными крышами, остекленные входные группы. Квартиры в мансардном этаже своей атмосферой напоминают о частном доме. В них много воздуха и света благодаря высоким потолкам (от 2,6 до 4,2 метра) и увеличенным видовым окнам в пол. Последнее стало возможным благодаря тому, что во всем жилом комплексе электропроводка спрятана в потолке, а водяное отопление — в полу. Для остекления используется современный теплопакет Stis. Он удерживает тепло, сохраняет прохладу и защищает от ультрафиолета.

 Опыт предыдущих «Образцовых кварталов» показал, что светлыми можно сделать даже квартиры, выходящие на север. А некоторые новоселы уверяют, что, переехав сюда из менее солнечного района Петербурга, они как будто попали в другой город.